Пресс-релизы

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ: ОПИРАЯСЬ НА ОПЫТ

Как отметил, выступая на первом в текущем году заседании Координационного совета, губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский, краевая Программа модернизации является важнейшим «инструментом» решения демографических проблем. В ходе ее реализации решается немало особо значимых в социальном плане задач, в том числе и касающихся доступности медицинской помощи. И то, что на Ставрополье в минувшем году было освоено 83 процента выделенных денежных средств при среднем по стране показателе в 53,9 процента, свидетельствует о результативности проделанной работы. Однако задача-максимум – это сокращение естественной убыли населения, что требует, в частности, дальнейшего наращивания усилий по линии охраны материнства и детства.

О немалых дополнительных возможностях, которые открывает Программа модернизации для развития службы родовспоможения и повышения качества оказания медицинской помощи детям, говорил, выступая с докладом, и министр здравоохранения Ставропольского края Виктор Мажаров. На эти цели в рамках Программы предусмотрены ассигнования на сумму 2382 млн. рублей, что составляет 25,7 процента совокупного объема средств, выделяемых на модернизацию здравоохранения в крае. Уже с 1 января 2012 года в детских медицинских и родовспомогательных учреждениях начали функционировать 19 детских реанимационных коек и 55 коек второго этапа выхаживания новорожденных. А в 2011 году в рамках Программы в 10 женских консультациях края и трех детских поликлиниках города Ставрополя были открыты кабинеты медико-социальной помощи беременным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, где наряду с акушерами-гинекологами прием ведут психологи, юристы, детские гинекологи, целью которых является в том числе и профилактика абортов, снижение их числа, повышение рождаемости.
Бесспорным приоритетом является укрепление материально-технической базы медучреждений. Только на капитальный ремонт учреждениям детства и материнства в 2011-м было выделено 495,7 млн. рублей, или 40 процентов выделенных на капремонт средств. При этом и общий результат налицо: значительная часть зданий и помещений учреждений здравоохранения приведена в соответствие с действующими санитарно-эпидемиологическими и противопожарными нормами, что позволило улучшить и медицинское обслуживание пациентов. На качественно новый уровень позволило поднять оказание медпомощи и оснащение лечебно-профилактических учреждений медтехникой и современным оборудованием. Тем более что в результате торгов образовалась экономия бюджетных средств и удалось дополнительно, сверх плана, приобрести 560 единиц оборудования.
Правда, средства, выделенные в 2011 году на приобретение оборудования, освоены на 87,9 процентов. Иными словами, 148 млн. рублей не были освоены, в том числе потому, что поставщиками не были выполнены договорные обязательства. Аналогичные проблемы возникли и при проведении в ряде медучреждений ремонтных работ – не все выигравшие конкурс подрядчики оказались обязательными и надежными партнерами. Что, как говорилось на заседании Координационного совета, не просто недопустимо: по каждому такому случаю материалы следует передавать в правоохранительные органы. Тем более что работа по укреплению материально-технической базы будет продолжена и в нынешнем году. На капитальный ремонт предусмотрено выделение 951,8 млн. рублей, а на техническое перевооружение и дооснащение оборудованием – 1221,6 млн. рублей.
Что касается внедрения информационных систем в здравоохранение, то предусмотренные 189 млн. рублей край уже получил в полном объеме. При этом министерством здравоохранения и Медицинским информационно-аналитическим центром проведена огромная работа по разработке Концепции создания в сфере здравоохранения единой государственной информационной системы. Более того. Край вошел в число восьми регионов, которым отведена роль пилотных в деле внедрения этой системы в пределах страны. Что требует, естественно, немалых усилий. Имеется в виду, в частности, внедрение различных базовых региональных сервисов, необходимым условием чего является интеграция с единой системой идентификации, аутентификации, авторизации пользователей единой государственной информационной системы в здравоохранении.
  По-прежнему актуальной задачей остается внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи. Тем более что в рамках этих мероприятий ежемесячно, начиная с февраля 2011 года, производятся дополнительные денежные выплаты врачам и медицинским сестрам, ведущим амбулаторный прием, и медицинским работникам, участвующим в оказании медицинской помощи по стандартам. По предварительным данным, в 2011 году среднемесячная заработная плата врачей с учетом выплат по модернизации составила 17401 рубль, среднего медицинского персонала – 11395 рублей. Рост заработной платы по сравнению с 2010 годом составил по врачам 37 процентов, по среднему медицинскому персоналу – 27,3 процента. При этом важно отметить: обеспечение дополнительными стимулирующими выплатами работников, не получающих такие выплаты в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и Программы модернизации, велось за счет средств краевого бюджета. В 2011 году из краевого бюджета были выделены дополнительные средства в сумме 120,1 млн. рублей, в 2012 году  предусмотрены средства в сумме 516,8 млн. рублей.
В 2011 году в рамках Программы министерством здравоохранения Ставропольского края были разработаны и утверждены 24 медико-экономических стандарта по приоритетным классам заболеваний, которые лидируют в причинах преждевременной смертности (сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, тяжелые травмы, болезни органов пищеварения и органов дыхания). Всего по стандартам пролечено 44561 человек, что позволило снизить смертность по данным нозологиям.
Нельзя не сказать, что опыт реализации Программы показал необходимость оперативного реагирования на проблемы, возникающие в ходе ее выполнения. В том числе речь  о внесении с целью эффективного использования средств корректировок в Программу. В 2011 году изменения в Программу модернизации были внесены два раза, а в настоящее время министерством здравоохранения края и Ставропольским краевым фондом обязательного медицинского страхования проводится работа по подготовке изменений в Программу  на 2012 год. И хотя внесение изменений – процесс сложный и многоступенчатый, требующий обязательного согласования вносимых изменений с Минздравсоцразвития РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования с последующим подписанием Правительством Ставропольского края трехстороннего соглашения, по мере необходимости эту работу надо выполнять в срок и качественно.
Как, впрочем, высочайший уровень ответственности требуется во всем, что касается реализации Программы модернизации. Это нашло свое отражение и в принятых по итогам заседания Координационного совета решениях. Тем более что за истекший год реализации Программы и в крае, и в медицинском сообществе удалось сформировать заинтересованное отношение к проекту, понимание его особой значимости.  Во многом этому способствовали постоянное внимание к Программе правительства края, широкое информирование общественности, контроль над исполнением Программы. Но главное, люди своими глазами видят, что Программа дала возможность повысить качество медицинской помощи населению, а также позволила на новом уровне решать проблемы работников отрасли.

Пресс-служба Министерства здравоохранения Ставропольского края.